Скорая методическая помощь по обновленным ФГОС

Скорая методическая помощь по обновленным ФГОС

Уважаемые коллеги, данный раздел создан для оперативного консультирования руководящих и педагогических работников по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях Омской области.
Если у вас возникает вопрос, вы можете его направить на nmc@irooo.ru с темой письма «Скорая методическая помощь»


Во ФГОС НОО и ООО в разделе «План внеурочной деятельности» не представлены пять направлений внеурочной деятельности (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное), которые ранее по действующему ФГОС были обязательны. При конструировании плана что следует учесть? Какие направления включать?

Отвечает: Бургер Марина Давидовна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Да, действительно, в обновленных ФГОС НОО и ООО не отражены направления внеурочной деятельности, которые были обязательными в действующих стандартах.

Однако, в примерных основных образовательных программах (ПООП) указано, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Данная формулировка позволяет сохранить (продолжить) деятельность образовательной организации в соответствии с направлениями действующих ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

На уровне НОО ПООП предлагаются примерные направления внеурочной деятельности:

  • 1. Спортивно-оздоровительная.
  • 2. Проектно-исследовательская деятельность.
  • 3. Коммуникативная деятельность.
  • 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность.
  • 5. Информационная культура.
  • 6. Интеллектуальные марафоны.
  • 7. «Учение с увлечением!».

Таким образом, при конструировании плана образовательная организация вправе самостоятельно определять направления внеурочной деятельности ориентируясь, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.


Подскажите, каким образом выстраивать рабочую программу воспитания по обновленным ФГОС НОО и ООО? Требования к рабочей программе воспитания изменились требуется ли вносить изменения?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В соответствии с приказами ФГОС НОО, ООО содержательный раздел ООП включает рабочую программу воспитания. Приказами определено, что рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать следующие разделы:

  • анализ воспитательного процесса в образовательной организации;
  • цель и задачи воспитания обучающихся;
  • виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей;
  • систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Таким образом, в рабочие программы воспитания, реализуемые в образовательных организациях с 01 сентября 2021г., требуется внести коррективы в названия разделов и их содержание, привести в соответствие с требованиями приказов ФГОС НОО, ООО.

Для коррекции содержания раздела рабочей программы воспитания    «Анализ воспитательного процесса в образовательной организации» рекомендуем включить описание особенностей организуемого воспитательного процесса в образовательной организации и представить основные направления самоанализа воспитательной работы, указав критерии оценки и инструментарий. При коррекции рекомендуем обратиться к примерной рабочей программе воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и размещенной https://fgosreestr.ru/

Для разработки содержания раздела рабочей программы воспитания    «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся» рекомендуем обратиться к проекту примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, разработанных ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/

В настоящее время в ряде общеобразовательных организаций Омской области осуществляется апробация данной рабочей программы.


В Приказе №286 (Приказ №287) в перечне обязательных для изучения предметных областей есть «Родной язык и родная литература», в этом же Приказе прописано, что «Для организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ…. осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению родителей…», в Примерной ООП ООО есть варианты учебных планов без этой предметной области. Вопрос: можно ли школе выбрать вариант учебного плана без предметной области «русский язык и родная литература» в условиях отсутствия возможности качественно реализовывать данную предметную область несмотря на то, что данная область является обязательной?

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Основная образовательная программа НОО или ООО обеспечивает право обучающегося на получение начального или основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленного законодательством и по заявлению родителей. В случае отсутствия возможности обеспечения данного права в ОО, администрацией ОО должна быть предложена родителю или законному представителю обучающегося возможность его обучения в другой ОО, где это право будет обеспечено. Следовательно, образовательная организация вправе для организации учебного процесса выбирать тот учебный план НОО или ООО, который представляет интересы субъекта РФ, отражает запросы обучающихся, их родителей и общественности.


В Приказе №287 в перечне обязательных учебных предметов представлен учебный предмет «Математика», в этом же Приказе зафиксировано, что учебный предмет «Математика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Вопрос: в учебном плане уровня основного общего образования в 7-9 классах должен быть учебный предмет «Математика» или могут быть записаны отдельно учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»?

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Будут даны методические рекомендации по разъяснению вопросов изучения «Математики» и ее составляющих. Документ об изучении трех отдельных учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» находится на стадии подписания в Рособрнадзоре и в ближайшее время будет направлен в регионы. Следовательно, в учебном плане основного общего образования должны быть представлены три отдельных учебных курса «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».


В Приказе №287 есть обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в графе, где прописаны учебные предметы – прочерк. Мы понимаем, что данная предметная область обязательна для изучения обучающимися. В этом же Приказе зафиксировано, что «по заявлению обучающихся, родителей ….осуществляется выбор одного из учебных курсов (модулей) из перечня, предлагаемого организацией». Вопрос: на какие нормативные акты необходимо опираться школе, формируя перечень учебных курсов (модулей) по данной предметной области?

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Будут даны методические рекомендации по разъяснению вопроса изучения по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; планируется вести данный предмет как единый курс, который не будет иметь модульной структуры.

В учебном плане основного общего образования данный курс должен быть в обязательной части, представлен как самостоятельный учебный предмет и иметь количество часов не менее 17 часов в год.

Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ предоставят разъяснения по преподаванию этого курса.

Примерная рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» утверждена ФУМО 29.04.2022г.


В приказе №287 прописано, что часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает «учебные предметы, учебный курсы (в том числе внеурочной деятельности). Можно ли получить разъяснения по данной позиции:

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

На уровне Министерства Просвещения РФ планируется принять решение в части обязательного включения в ООП НОО и ООО следующих направлений  внеурочной деятельности в предложенном объеме:

- на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно  — от 2 до 4 часов;

- на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности  — от 1 до 2 часов;

- на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2  часов;

- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4  часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

- на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно — от 2 до 3  часов.

Следовательно, образовательная организация выбирает одну из моделей плана внеурочной деятельности, предложенной Примерной ООП, и рекомендуемые часы по выделенным выше направлениям. Таким образом, внеурочная деятельность в образовательной организации будет представлена не меньше чем в объеме 7 часов, остальные 3 часа школа расходуем в зависимости от потребностей и интересов обучающихся.


ФГОС НОО уменьшили объем часов на реализации внеурочной деятельности  на уровне начального общего образования до 1320 часов, что составляет 330 часов год на каждый класс  и соответственно 33 учебных недели, в календарном плане учебных недель 34. Вопрос: означает ли это, что  ОО  реализует внеурочную деятельность на одну учебную неделю меньше и следует ли это указывать в календарном учебном плане?

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

1320 часов внеурочной деятельности – это опечатка, на данный момент ждем изменений в обновленный ФГОС НОО.


Подскажите, пожалуйста, в каком документе можно найти ссылку об интеграции предметов «Русский язык» и «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Спасибо!

Отвечает: Волобоева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В рамках перехода на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО не рассматривается интегрированное изучение предметов «Русский язык» и «Родной (русский) язык», «Литературное чтение» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».


Подскажите, пожалуйста, рабочая программа учителей по предметам должна включать ссылки на ЭОР на каждый урок? Титульный лист должен обязательно быть, как в конструкторе? И можно ли просто использовать примерные программы?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать  раздел «тематическое планирование», в котором следует отразить возможность использования ЭОР/ЦОР на КАЖДУЮ ТЕМУ. Исходя из того, что тема может быть освоена за несколько уроков, ЭОР/ЦОР на конкретный урок могут отсутствовать.

Титульный лист рабочей программы оформляется в соответствии с требованиями локального нормативного акта образовательной организации. Конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам, является методической разработкой в помощь учителю.

В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона №273 от 29.12.2012 г. ФЗ «Об образовании в РФ»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу». Использование примерных рабочих программ правомерно, при этом следует учесть, что в таком случае учитель в полном объеме обеспечивает реализацию программы, а именно реализует все представленные виды деятельности, последовательную траекторию изучения учебных предметов, обеспечивая при этом соответствие планируемых результатов.  Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям обновленных ФГОС НОО, ООО.


Здравствуйте, возник вопрос по содержанию раздела «Анализ воспитательного процесса в образовательной организации» рабочей программы воспитания. Необходимо прописать только направления анализа или представить анализ за год, с результатами диагностики, выводами по основным направлениям работы и т.д. Если это так, то это будет огромная глава, т.к. у меня анализ за год занимает 15-19 листов. Как быть? Коротко перечислить главные проблемы, возникающие в воспитательной работе? Но они каждый год могут меняться. Это ведь программа не на год? Прошу помочь.

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Рабочая программа воспитания является обязательным компонентом содержательного раздела ООП образовательной организации, разработка которой осуществляется на весь период обучения. Кроме того, к программе разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы на уровень образования.

Для разработки содержания раздела рабочей программы воспитания «Анализ воспитательного процесса в образовательной организации» рекомендуем включить описание особенностей организуемого воспитательного процесса в образовательной организации (ее статус, контингент обучающихся, принципы воспитания и традиции
воспитания) и представить основные направления самоанализа воспитательной работы, указав критерии оценки и инструментарий. При разработки рекомендуем обратиться к примерной рабочей программе воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и размещенной https://fgosreestr.ru/


Если в ОО выбран 2 вариант учебного плана, где нет часов в части, формируемой участниками образовательного процесса, то за счёт каких часов могут изучаться предметы на углубленном уровне?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В соответствии с Приказом №287 (п.33.1) ФГОС ООО определяет общий объем аудиторной нагрузки на уровень образования. Образовательная организация самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов. Для изучения предметов осуществляется разработка рабочих программ в соответствии с тем количеством часов, которое определено в учебном плане. Образовательная организация несет ответственность за достижение в полном объеме планируемых результатов.

ПООП дает рекомендации о том, каким образом возможно выстроить образовательный процесс. Таким образом, ОО вправе выбрать не только вариант 2 учебного плана для реализации всех запросов участников образовательных отношений.


Опираясь на Письмо Минпросвещения России от 31.08.2021 № 03-1420 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык», возникает вопрос «Если в школе есть условия для изучения предмета «Второй иностранный язык», но при этом родители не желают, чтобы этот предмет был в учебном плане, требуется ли в этом случае заявление родителей? Или школа вправе предложить уже учебный план родителям со Вторым иностранным языком?»

Отвечает: Оксана Геннадьевна Рябцева, зав. центром реализации проектов ФГБНУ "ИСРО РАО", федеральный координатор Омской области по введению обновленных ФГОС

Второй иностранный язык, в соответствии с обновлёнными ФГОС, изучается при заявлении обучающихся, родителей. Школа не может заставить обучающихся изучать второй иностранный язык. П 31.1 ФГОС ООО


Как обеспечить корректировку содержания реализуемой рабочей программы по учебному предмету в соответствии с примерной рабочей программой?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Сотрудниками БОУ ДПО «ИРООО» подготовлены рекомендации по переходу на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО для руководителей и педагогов образовательных организаций, руководителей и специалистов МОУО, в которых представлены рекомендации по каждому учебному предмету. 

Рекомендации


Рабочая программа по технологии состоит из пяти Инвариантных модулей: 1. Модуль «Производство и технология» 2. Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» 3. Модуль «Робототехника» 4. Модуль «Животноводство» 5. Модуль «Растениеводство» - 2 часа в неделю 68 часов. А в конструкторе рабочих программ Инвариантных модулей: Модуль «Производство и технология», Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»: + «Робототехника» - 68 часов, Модуль «Производство и технология», Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» + Модуль «Животноводство» -68 часов. Модуль «Производство и технология», Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» + Модуль «Растениеводство- 68 часов. Что необходимо сделать в конструкторе чтобы были отражены все модули, но при этом программа была на 68 часов в каждом классе?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В Примерной рабочей программе по учебному предмету «Технология» представлено ДВА ИНВАРИАТНЫХ модуля: модуль «Производство и технология», модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»; и ШЕСТЬ ВАРИАТИВНЫХ модулей: модуль «Робототехника», модуль «3D – моделирование, прототипирование, макетирование»; модуль «Компьютерная графика. Черчение»; модуль «Автоматизированные системы»; модуль «Животноводство»; модуль «Растениеводство».

Конструктор предлагает 2 обязательных модуля и на выбор учителя один из вариативных модулей, таким образом программа разработается на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Иной набор модулей при использовании конструктора не предусмотрен. Учитель вправе самостоятельно выбирать из перечня вариативных модулей те, реализация которых возможна в образовательной организации с учетом имеющихся ресурсов. Если есть потребность в разработке рабочей программы «Технология» с иным набором модулей — это право учителя. В таком случае, программа разрабатывается самостоятельно.


Подскажите, есть ли шаблоны планов-графиков для общеобразовательных школ, обеспечивающие переход на обновленные ФГОС НОО и ООО?

Отвечает: Ляшевская Наталья Валерьевна, заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

В рамках деятельности РИП-ИнКО "«StartUP общего образования» под руководством Волобоевой Натальи Николаевны, заведующей кафедрой управления и экономики образования и Бургер Марины Давидовны, старшего преподавателя кафедры управления и экономики образовании БОУ ДПО "ИРООО" разработаны управленческие проекты образовательными организациями «Внедрение обновленных ФГОС», обеспечивающие переход на обновленные ФГОС НОО и ООО. Данные проекты представлены в открытом доступе, прошли экспертизу и могут быть использованы для работы.

https://inko.irooo.ru/rip-inko-startup-obshchego-obrazovaniya/2797-upravlencheskie-proekty-obrazovatel-nykh-organizatsij-vnedrenie-obnovljonnykh-fgos-noo-i-ooo


Развиваем традиции,
создаем новое