История института

Институт развития образования Омской области – одно из старейших образовательных учреждений Омской области - основанное 15 марта 1935 года. 1935-1937 годы - Омский институт повышения квалификации кадров народного образования 1938-1992 годы - Областной институт усовершенствования учителей 1992-2005 годы - Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» 2006 -2007 годы - Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» с 2008 года - бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» (Приказ от 15.04.2008 г . № 70). Сокращенное фирменное наименование Института — БОУ ДПО «ИРООО».   ВЕХИ ИСТОРИИ… 1935-1937 годы - Омский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО), директор - Н.С. Шибанов 1938-1992 годы - Областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), директора: 1938 - 1943 гг. - А.Д. Саблин 1943 - 1945 гг. - С.И. Давыдов 1945 - 1955 гг. - И.М. Шехурдин 1955 - 1966 гг. - Г.С. Островский 1966 - 1975 гг. - К.А. Нефедова 1975 - 1992 гг. - Е.С. Буяновская 1992-2004 годы - Омский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО), ректор: (1992 - 2003г.) Ю.В. Маковский, кандидат исторических наук 2004-2005 годы - Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» (ГОУ ДПО «ИПКРО»), ректор: (2003-2005г.) А.А. Петрусевич, кандидат педагогических наук, доцент 2005 -2006 годы - Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» (ИРООО), ректор: И.К. Дракина, кандидат педагогических наук. С 25 октября 2007 года - Институт развития образования Омской области возглавляет ректор Т.С. Горбунова, кандидат педагогических наук Институт развития образования Омской области – одно из старейших образовательных учреждений Омской области. История института берет свое начало с середины тридцатых годов, а точнее - с января 1935 года, когда в Омске начинает функционировать институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В первый период своего существования в институте проходят 530 омских учителей курсовую подготовку в своем городе, а для 36 учителей истории организуется учебная экскурсия по маршруту «Омск - Москва – Ленинград». Всего в штате института числится 13 человек, в том числе А.М. Жихарев, научный сотрудник по вопросам естествознания, Э.М. Эрнст, научный сотрудник по вопросам истории, 3 инструктора по курсам, инспектор по дошкольной работе, директор и его помощник, технические служащие. 29 декабря 1938 года Президиум Омского облисполкома слушает вопрос О реорганизации областного методического кабинета и ИПККНО и принимает решение ослиянии ИПККНО, областного методического кабинета и педагогического музея. Омский институт усовершенствования учителей (ИУУ) становится областным центром повышения квалификации педагогических кадров. В штате - 15 научных работников, 2 мастера по изготовлению учебно-наглядных пособий, заведующий музейно-выставочным отделом. В институте создана кабинетная структура (кабинеты литературы, русского и иностранных языков, математики и физики, педагогики, начальной школы, естествознания, истории), работает музейно-выставочный отдел. Впервые проводится областная педагогическая выставка на тему «Положительный опыт школ Омской области», в которой участвуют 50 учителей и преподавателей вузов. В августе 1940 года проведена первая научно-педагогическая конференция, в которой принимают участие методисты и научные работники института, лучшие учителя, научные работники омских вузов и Тюменского педагогического института. К началу 1938/39 учебного года институт получает в свое распоряжение уютное здание на улице Сенной, 22. В предвоенные и военные годы в институте работают омские ученые, чьи имена составляют гордость омской науки - это А.С. Сливко и С.А. Сливко, М.Ф. Физиков, Г.И. Горбунов, В.Н. Червоненко и другие. Многие сотрудники института уходят защищать свою Родину, остается лишь 17 методистов. В 1943 году институт принимает участие в размещении эвакуированных из Ленинграда и Ярославля. Часть своего здания на ул. Сенной, 22 отдает в распоряжение санитарной части НКВД, поэтому занятия для учителей проходят в школе №10 г. Омска. В марте 1945 года решением облисполкома утверждено новое штатное расписание института на 38 человек. В этом же году на базе института проходят Первые педагогические чтения, впоследствии ставшие традиционными. Материалы педагогических чтений издаются отдельными брошюрами и сборниками «Из опыта работы школ области», выпускается информационный бюллетень, устраиваются областные выставки. Продолжая традиции, институт руководит самообразованием педагогических кадров: только в 1949-1950 учебном году методисты побывали в 26 районах области, организовав 51 выезд группами. В 1953-1954 учебном году совместно с 34 методическими кабинетами издается 3-й сборник Передовые учителя Омской области о своем опыте. Тираж составляет 5000 экземпляров. В 1957-1958 учебном году в институте опубликованы материалы I Съезда омских учителей. В 1964-1965 учебном году проводятся областные Педагогические чтения. Из 117 докладов, внесенных в Программу, 55 рекомендовано на Центральные педагогические чтения. В подготовке педагогических чтений участвуют методисты института, среди них Л.А. Москвина, И.А. Чуянова, В.Н. Новикова, Л.А. Чурилина, Г.П. Фролов, С.С. Васильева, М.И. Иванова. В 1965-1966 учебном году проводится I-я Областная конференция «Школа, семья, общественность». Более 240 человек выступает с докладами на курсах, педагогических чтениях. Их опыт представлен на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. В 1965/66 учебном году курсовую подготовку проходят до 15 тысяч человек. В эти годы укрепляются связи института усовершенствования учителей с вузами города, научно-исследовательскими институтами России, ежегодно осуществляется учеба методистов в Москве, Ленинграде и других городах СССР. В центре внимания находятся вопросы формирования, изучения и распространения передового педагогического опыта учителей, руководителей школ и учреждения дополнительного образования. Опыт «лучших из лучших» представляется не только на областном уровне, но и на ВДНХ СССР. Сотрудники кабинетов географии, труда, дошкольных учреждений становятся участниками ВДНХ.  В 1974-1975 г. наступает период, когда небольшое помещение института не позволяет обеспечить качественное повышение квалификации педагогов области. Облисполком принимает решение: передать здание по адресу Тарская 2, построенное еще в 1876 году по проекту архитектора Э.И. Эзета, институту. С 1975 по 1992 годы в институте создается Ученый совет, под руководством Академии педагогических наук СССР методисты института ведут апробацию учебников, пособий и новых методик, идет интенсивная работа по изменению содержания курсовой подготовки кадров. В 1978 году за высокий уровень методической работы институт награждается Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1982 году институт организует Республиканскую выставку достижений ученических производственных бригад и награждается Почетной грамотой ВДНХ СССР, Переходящим Красным Знаменем Министерства образования СССР. В 1986 году одним из первых в России Омский институт усовершенствования учителей открывает кафедры педагогики и психологии, истории и обществознания. С этого же года Омский институт усовершенствования учителей становится Региональным центром повышения квалификации педагогических кадров и проводит курсы для 11 категорий слушателей из разных регионов страны. В Омском ИУУ обучаются учителя русского языка Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и повышают свою квалификацию работники педагогических училищ по музыке, физическому воспитанию, специалисты трудового обучения, организаторы внеклассной и внешкольной работы Ханты-Мансийска, Тюмени, Уренгоя, Юрги, Хабаровска и других В 1987 году в состав института входит Омский областной учебно-методический кабинет профессионального технического образования. В это время в структуре института создаются кафедрально-лабораторные комплексы. В 1991 году институт становится лауреатом Выставки достижений народного хозяйства и получает серебряную медаль. В соответствии с приказом №76 от 02.03.1992г. «О реорганизации областного института усовершенствования учителей» он становится Омским областным институтом повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Перед институтом стоят задачи обновления содержания общего образования в регионе, изменения подходов к организации опытно-экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, определения требований к отбору, структурированию информации, выстраивания системы методической работы в регионе. В это время в институте работают кафедры педагогики и психологии, управления образованием  создаются кафедрально-лабораторные комплексы., художественная галереи «Мир живописи»  центр опытно-экспериментальных работ – 1995г. В центре внимания ИПКРО – оказание практической помощи образовательным учреждениям в переводе их на индивидуальные учебные планы, разработанные в соответствии с базисным учебным планом Министерства образования Российской Федерации. В ИПКРО работает более 100 человек, из них 6 профессоров, 12 кандидатов наук, старших преподавателей 33. Институт ежегодно обучает до 9 тысяч слушателей. В их распоряжении просторные учебные аудитории, современная компьютерная и видеотехника, библиотека, фонд которой составляет 50000 научной, научно-методической и художественной литературы, в том числе изданной институтом. Ежегодно проходит 4-5 научно-практических конференций по актуальным проблемам педагогической теории и практики. Развивается конкурсное движение – проводятся конкурс «Школа года», «Педагог года».  В 2003 г. институт повышения квалификации работников образования переходит к новому этапу своего развития. Возникает необходимость изменения его структуры. Выделяются общеинститутские и предметные кафедры, а также вспомогательные подразделения: отделы организации учебного процесса и технического обеспечения, научно-методический отдел, информационно-аналитический и редакционно-издательский центры, библиотека и материально-техническое подразделение. В течение первого десятилетия нового тысячелетия институт зарекомендовал себя как учреждение, не только занимающееся инновацонной деятельностью, но и активно инициирующее внедрение инноваций на территории Омской области. Подтверждением этому является и выпуск журнала «Образование Омской области», журнала «Олимпиадный вестник Омской области», газеты «Большая перемена», создание учебно-методического комплекса «Омское Прииртышье»и учебника «География Омской области», организация открытого регионального турнира «ПОНИ», которые можно с уверенностью назвать брендами системы образования Омской области. С 2004 года успешно функционирует сайт ИРО, а несколько позднее, в 2010 году, появились ресурс, обеспечивающий в удобные для педагогов сроки без отрыва от работы повышение квалификации и профессиональную переподготовку – «Дистанционное обучение Института развития образования», и форум структурных подразделений для непосредственного общения сотрудников кафедр и центров и представителей педагогического сообщества. 2006 год – год значительных изменений, оказавших заметное влияние на дальнейшее развитие ИРООО: в состав ректората были введены должности проректора по организационно-методической работе, а также двух деканов в связи с организацией факультета повышения квалификации и факультета профессиональной переподготовки. В 2008 году Институт впервые прошел государственную аккредитацию (Свидетельство о государственной аккредитации АА 025358 регистрационный номер № 673 от 24.06.2008 г.), по результатам которой ему установлен государственный статус: образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации специалистов). В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и имеет право на выдачу документов государственного образца: удостоверение, свидетельство о повышении квалификации и диплом о профессиональное переподготовке. В 2008 г. в ходе обсуждения возможных вариантов эффективного взаимодействия Института и муниципальных систем образования была предложена форма выявления, обобщения и представления лучшего педагогического опыта района на базе Института в формате Дня муниципального района.21 апреля 2009 г. в Институте в рамках выполнения соглашения о деловом сотрудничестве прошел День Нововаршавского района «Портфолио муниципальной системы образования». 9 декабря 2009 г. состоялся День Большереченского МР «Воспитательное пространство Большереченского муниципального района как поле диалога субъектов воспитания». С 2009 года на базе института создан и действует Совет руководителей муниципальных методических служб. На заседаниях Совета рассматриваются актуальные для муниципальных систем образования проблемы, среди которых методическое сопровождение реализации новой модели аттестации педагогических работников, итоги регионального этапа конкурса «Учитель года», готовность к введению ФГОС, роль ММС в организации инновационной деятельности, портфолио методиста, сетевая модель методического взаимодействия на областном уровне, система мониторинга качества услуг. В 2010 г. была апробирована модель персонифицированного повышения квалификации (профессиональной переподготовки), на основе трехстороннего соглашения между педагогом (индивидуальные потребности в развитии профессиональной компетентности), работодателем (заказ на квалифицированного работника в соответствии с имеющимися условиями) и региональным органом управления образованием (государственные требования по обеспечению педагогом современного качества образования). С 2010 года, решая задачу «по информированию всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения» ИРООО представляет публичные отчеты, с полным текстом которых можно ознакомиться на сайте института. В 2011 году Институт за инициативы в разработке проектов, внедрении новых методик и технологий в сфере образования был отмечен почетными грамотами и дипломами, среди которых Диплом Всероссийского форума «Образовательная среда 2011»  Диплом выставки УЧСИБ 2011, малая золотая медаль за проект «Интегрированные научно-образовательные структуры региона (инновационные комплексы)  Диплом и серебряная медаль за учебник «География Омской области»  Диплом самарской ярмарки социально - педагогических инноваций за комплексный подход к разработке инновационных научно-методических продуктов сфере образования  Диплом за комплексный подход к разработке инновационного продукта «Дневник здоровья 1 класс»  Благодарственное письмо Отрадненского управления образования за содействие в организации международной ярмарки и проведение ее регионального этапа  Благодарственные письма Министерства образования Омской области, руководителей муниципальных органов управления образования, социальных партнеров. С сентября 2011 года БОУ ДПО «ИРООО» реализуется проект «Культурная жизнь», направленный на повышение общекультурной компетенции педагогов. В рамках проекта с декабря 2011 года в БОУ ДПО «ИРООО» начала работу творческая студия, открыли которую актеры городского драматического театра «Студия» имени Л. Ермолаевой». В 2011-2012 гг. структура ИРООО отвечает запросам современной системы образования Омской области, состоит из следующих структурных подразделений: ректората, 2 факультетов, 10 кафедр, 8 центров, 6 отделов и подразделений и СП «Оптимист». Сегодня институт можно по праву назвать активно развивающимся учреждением дополнительного образования, отвечающим требованиям современности.