Первая экспозиция музея Института развития образования Омской области, посвящена Институту усовершенствования учителей

В экспозиционном зале находятся стенды, фотографии  и экспонаты, в том числе личные вещи сотрудников, отражающие вехи истории и деятельность Института на данный период.

На стенде №1 размещена информация о появлении системы повышения квалификации в Союзе Советских Социалистических Республик и, в частности, появлении Института Усовершенствования учителей, а также задачах, стоящих перед штатом Института на тот момент времени. Стенд №2 отражает деятельность сотрудников в предвоенный и военный период истории Института. Послевоенное время в СССР  - время восстановления того, что было разрушено и уничтожено войной. На стенде №3 информация о послевоенном периоде времени и о том, как  справлялись сотрудники Института с поставленными перед ними задачами в этот непростой период времени. 4 и 5 стенды - отражение 60х-80х гг. истории нашего Отечества и того, что происходило в стенах Института Усовершенствования  Учителей. Отдельное  место занимают стенды, посвященные Капиталине Алексеевне Нефедовой, к.п.н., профессору, отличнику просвещения РФ и СССР, заслуженному работнику образования Омской области, директору ИУУ (1966-1975) и Елизавете Алексеевне Буяновской, Отличнику просвещения РСФСР, директору ИУУ (1975-1992гг). Кроме того, имеется стенд, посвященный рядовым сотрудникам, выполнявшим отнюдь не рядовые задачи, посвятившим свою жизнь Омскому образованию и, в частности, Институту усовершенствования учителей.


Вехи истории Института Усовершенствования учителей

Дорогие гости нашего музея! Мы начинаем экскурсию по первой экспозиции музея Института развития образования Омской области, посвященной Институту усовершенствования учителей.

Традиции повышения квалификации педагогов Омска начинаются с начала XX века (этими вопросами занимались и Женское епархиальное училище, и Омский институт народного образования, и Омская учительская семинария).

Но отсчет появления системы повышения квалификации в Союзе Советских Социалистических Республик следует начинать с 29 января 1934 году. Тогда выходит постановление Совета Народных комиссаров РФСФР «О повышении квалификации учительства». На нашем стенде размещена информация об этом периоде. Омск быстро отреагировал на это постановление: летом 1934 года были организованы курсы, на которых в общей сложности прошли обучение 530 педагогов, а 64 педагога послали в Москву и Ленинград.

А датой рождения нашего института на основании информационной записки инспектора управления подготовки учителей Напкомпроса Бальзамова «О состоянии работы Института повышения квалификации кадров народного образования Омской области» следует считать 15 января 1935 года.

В этой же записке упоминаются имена всех сотрудников ИПККНО. Их было двое – директор тов. Шибанов (бывший директор Тюменского пединститута) и тов. Шалагинов. На витрине вы можете ознакомиться с личным делом Ивана Васильевича Шалагинова, и заявлением об увольнении.

Институту в деле повышения квалификации педагогов придавалось огромное значение, об этом свидетельствует цитата из решения бюро Омского обкома ВКПб, размещенная в заголовке стенда: Решающую роль в организации всей работы по подготовке учителей должен выполнять ИПККНО».

И в скором времени штат института насчитывал 11, а концу года 13 сотрудников. ИПККНО совместно с Облоно располагал общежитием на 20 человек и столовой. Но собственного помещения не было.

Перед институтом стояли главные задачи:

1. Поиск помещения и укомплектование штата работников.

2. Связь с районами, налаживание через инструкторов работы в районах и подготовка к летним курсам.

Первая задача была решена в 1936 году, когда ИПККНО передается здание, занимаемое Зернотрестом. Мы смогли выяснить адрес этого здания, которого сейчас не существует, только по вызову на курсы тов. Паутовой из Кормиловского района, где он был обозначен Банная19 (сейчас это улица Косарева).

Для решения второй задачи и налаживания работы в районах было решено поделить область на «кусты» (округа). Это был необходимый шаг в виду того, что территория региона с 1934 года состояла из 67 районов. Карту Омской области того времени вы можете увидеть на стенде. Территория простиралась до Карского моря и была больше современной в 10/14 раз.

На витрине вы можете познакомиться с документами той эпохи. Например, здесь расположен приказ 124 по Облоно Омской области от 2 ноября 1935 года, в котором описываются орфографические ошибки, которые допускают ученики и учителя Омской области. Нормативные документы: Положение о кабинетах ИПККНО и методическая литература того времени.

Деятельность Института в 1930-40-е годы

29 декабря 1938 года Омский институт усовершенствования учителей становится областным центром повышения квалификации педагогических кадров. Директором ИУУ становится тов. Саблин, его заместителем И. Гарус.

В 1939 году в введение института передается купеческий особняк по ул. Сенная, 22.

Меняются главные задачи, которые определяют развитие института до 22 июня 1941 года:

обобщение опыта работы лучших учителей и распространение его среди учителей области,

повышение общепедагогической и методической квалификации учительства путем проведения конференций, семинаров и совещаний.

Так, до войны, в 1938 году Омский педагогический музей стал структурным подразделением ИУУ, и как музейно-выставочный отдел ИУУ подготовил передвижная методическая выставка «Опыт лучших учителей и школ Омской области». На выставке демонстрировались копии учебно-методических материалов, собранных сотрудниками ИУУ.

В предвоенные и военные годы в институте работают омские ученые: А.С. Сливко, М.Ф. Физиков, Г.И. Горбунов, В.Н. Червоненко. Сливко А.С. сначала занимает должность заместителя директора, а затем директора.

Организуются беседы и лекции квалифицированными учителями по радио. «Главнейшими» научно-исследовательскими работами того времени стали сборники в помощь учителям истории и географии.

Важной вехой была первая научно-педагогическая конференция, в которой принимают участие научные работники института, лучшие учителя, научные работники омских вузов и Тюменского педагогического института, которая была проведена 15 августа 1940 года.

Война оставила отпечаток на деятельности института.

Многие сотрудники ИУУ уходят защищать свою родину, а институт переходит на массовую подготовку педагогических кадров, которые заменили ушедших на фронт. Это была непростая задача, потому что многие учителя тех лет, особенно в села, не имели не только высшего, но и среднего образования. Сотрудники Института проводили 1, 3, 10 мес. курсы, консультации, семинары. Сотрудники даже составляли диктанты для учеников 4 классов. В годы войны работало 17 человек. Сделан акцент на работу кустов и районных кабинетов, планы и отчеты предоставлялись на заключение в ИУУ,

За 1942-43 учебный год сделан анализ о состоянии преподавания русского языка в начальных классах в школах Омской области.

В ноябре 1942 году была организована выставка к 25-летию Великой Октябрьской революции. На выставке был представлен методический материал из опыта лучших учителей Омской области: Вторушиной, Нужновой, Соловьевой, Допиленко, Щербаковой, Зинченко и др. Были представлены конспекты уроков, рабочие планы, методические разработки, самодельные наглядные пособия.

В 1943 году институт принимает участие в размещении эвакуированных из Ленинграда и Ярославля. Часть здания поступает в распоряжение санитарной части НКВД, поэтому занятия для учителей проходят в школе №10 г. Омска.

В январе 1945 года приступает к работе новый директор – Иван Никитич Шехурдин.

В этом же году на базе института проходят Первые педагогические чтения, впоследствии ставшие традиционными. Материалы педагогических чтений издаются отдельными брошюрами и сборниками «Из опыта работы школ области», выпускается информационный бюллетень, устраиваются областные выставки.

Курсы повышения квалификации и семинары проводятся по учебным планам, которые утверждало Облоно.

Деятельность Института в послевоенное время (1950-60 – е гг.)

Послевоенное время в СССР - время восстановления того, что было разрушено и уничтожено войной. Обратите внимание на цитату из директивы по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг, утвержденную 19 съездом ВКПБ: укомплектование каждой школы соответствующими учительскими кадрами и организация систематической работы по повышению квалификации».

Сотрудники института оказывали помощь школам и учителям в практическом разрешении проблем. Ярким примером служит проблема второгодников, которая стояла необыкновенно остро. Мы представляем экспонат, которым гордимся. Это Книга Работа с второгодниками, которая выпущена в ИУУ. Распространение опыта работы учителей без второгодников.

Вообще инструктивно-методические указания разрабатывались в помощь учителям по самым разнообразным вопросам: школьные лагеря, патриотическая работа, коммунистическое детей и идейно-политической направленности учебно-воспитательной работы.

Одной из главных задач на 1951-52 учебный год была обработка и издание лучших материалов из опыта работы учителя, представленных на «Педагогических чтениях» и на IV научно-практической конференции. Каждый кабинет должен был составить план организации постоянно действующей выставки, разработать тематику отбираемых материалов, порядок, сроки сбора и оформления.

В октябре 1952 года прошел XIX съезд КПСС, перед народным образованием ставилась задача – перехода на общеобязательное десятилетнее образование, новые учебные планы и программы, внедрение в обучение элементов связи школ с жизнью, практикой широкого ознакомления с процессами производства. Вследствие чего были изменены курсовая подготовка и переподготовка учителей.

В середине 50-х гг. началась коренная перестройка всего содержания среднего образования, организации и методов обучения, применяемых в школе, сделать школу подлинно политехнической. В 1955-56 учебный год в курсовые мероприятия вводятся занятия на учебно-опытных участках и в учебных мастерских, практикумы по сельскому хозяйству, машинам и электротехнике, внеклассной и внешкольной работе с детьми.

Для чтения лекций курсантам-биологам только из сельскохозяйственного института им. Кирова были приглашены 7 профессоров и доцентов, практические работы проводились в лабораториях сельскохозяйственного, медицинского и ветеринарного института. Данными курсами было охвачено около 3 тыс. человек.

Под руководством Г.С. Островского Институт Усовершенствования учителей занимает заметное место в системе повышения квалификации РСФСР: налаживается сотрудничество с учреждениями г. Ростова, Казани, Липецка, Тюмени, Воронежа и др.городов.

Традиции конференций, заложенные в 15 августа 1940 года.

В марте 1954 г. успешно прошла научно-практическая конференция работников детских домов, материалы которых изданы в сборнике.

Традиции ИУУ продолжают на местах. (20 июня 1954 года прошли Областные «Педагогические чтения», на которых присутствовали 126 учителей - слушателей курсов. В 11 районах области были проведены «Педагогические чтения».)

Кроме того, проводились областные Педагогические чтения, из 117 докладов, 55 было рекомендовано на Центральные педагогические чтения. В подготовке педагогических чтений участвовали методисты института, среди них Лариса Александровна Москвина, Ирина Акимовна Чуянова, Валентина Николаевна Новикова, Любовь Андреевна Чурилина, Георгий Павлович Фролов, С.С. Васильева, М.И. Иванова.

В мае 1966 года директором ИУУ была назначена Капиталина Алексеевна Нефедова.

Деятельность института того времени необычайно увлекательна:

1. Участие в ВДНХ (Сотрудниками института совместно с учителями подготовили 48 докладов). Лучший педагогический опыт работы учителей Омской области был представлен на центральных педагогических чтениях в Иркутске.

2. По инициативе методиста географии Ирины Акимовны Чуяновой был заключен договор и организованы в летнее время курсы учителей на базе школ г. Севастополя. Учеба сочеталась с оздоровлением и полезным отдыхом – туризмом. В течение месяца педагоги слушали лекции преподавателей вузов г. Симферополя, знакомились с опытом работы школ, совершали познавательные экскурсии по городам Крыма. В оплате этих поездок помогал Омский областной совет профсоюза работников просвещения.

В течение четырех лет на таких курсах побывало свыше 400 педагогов области, в их числе преподаватели географии, литературы, истории, начальных классов, организаторы внеклассной и внешкольной работы, методисты и заведующие РМК и РОНО.

3. Туристические походы под руководством омских ученых.

4. Внедрение принципиально новых программ в школу и подготовка учителей к их реализации. (Занкова и Давыдова)

5. Научно-исследовательская работа (на базе политехнического института, пединститута и госуниверситета)

6. Сопровождение деятельности УППБ ученических производственных бригад, под руководством Ларисы Александровны Москвиной.

7. Издательская работа Георгия Павловича Фролова.

Деятельность Института в 1970-е годы

Содержание работы ИУУ определялось решениями XXIV съезда КПСС, Постановлениями ЦК КПСС и совета Министров ССССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы» и «Мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы».

В 1974-1975 гг. вновь наступил период, когда помещение института не могло удовлетворять растущим требованиям в работе с педагогами по повышению их квалификации. Стал вопрос о новом здании. Облисполком принимает решение: после завершения строительства здания школы №19, ее бывшее здание передать ИУУ.

В 1975 году на должность директора ИУУ назначили Елизавету Сергеевну Буяновскую, которая стала руководителем на 17 лет. Продолжалась интенсивная работа по изменению содержания курсовой подготовки кадров. Под руководством АПН СССР и НИИ школ России методисты ИУУ вели массовое апробирование учебников, пособий, методик по физике, математике, географии, иностранным языкам, истории, химии, трудовому обучению, логопедии, начальным классам и дошкольному воспитанию, начальной военной подготовке. В 1977-1978 учебном году впервые во время курсов слушатели проходили курс лечения в профилакториях «Учитель» и «Буревестник». Также впервые 30 учителей немецкого языка прошли стажировку языковых навыков в ГДР.

В 1978 году за высокий уровень методической работы ИУУ был награжден Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Деятельность Института в 1980-е годы

В 1980-е годы были проведены: Областной смотр на лучший школьный методический кабинет; Областной конкурс на лучший учебный кабинет; Областной смотр-конкурс по НВП, Областной смотр-конкурс школьных хоровых коллективов, олимпиады по математике, физике, химии, иностранному языку, родному (немецкому) языку.

Каждый кабинет ИУУ подготовил итоговые справки по состоянию учебно-воспитательного процесса, уровня знаний, умений и навыков, уровня воспитанности школьников в школах области. В этом же учебном году были организованы совместные с Облоно фронтальные проверки, тематические выезды и областные контрольные работы. Впервые 22 мая 1981 года был проведен однодневный шестичасовой семинар районных методистов по книге на тему «О переводе учащихся 1-7 классов на бесплатное пользование учебниками и создании библиотечных фондов».

В 1982 году институт провел Всероссийский слет ученических производственных бригад. На слете были организованы павильоны: Омской области; АССР и краев, РСФСР; областей РСФСР; юных техников и рационализаторов Омской области; «Омск – город – сад». В этом же году институт возглавил республиканскую выставку достижений ученических производственных бригад. Награжден Почетной грамотой ВДНХ СССР. Еще в 1982 году за высокий уровень повышения квалификации педагогических кадров ИУУ был награжден Красным Знаменем МП РСФСР.

С 1982 по 1985 годы институт входил в число победителей Всесоюзного социалистического соревнования и награжден Переходящими Красными Знаменами Министерства образования СССР.

За высокий уровень повышения квалификации в 1987 году институт вновь был награжден Красным Знаменем МП СССР.

В 1991 году институт стал лауреатом Выставки достижения народного хозяйства и получил серебряную медаль.

В 1990 году в штате ИУУ работали: заслуженные учителя школы РСФСР (2), отличники народного образования СССР (3), отличники народного просвещения (14), учителя-методисты (2). Орденами и медалями было награждено 16 членов коллектива, почетными грамотами Министерства просвещения СССР и народного образования РСФСР – 27 человек.

Одним из первых в России Омский ИУУ в 1986 году перешел на кафедральную систему, были открыты кафедры педагоги и психологии, общественных наук. С этого же года ИУУ стал Региональным центром повышения квалификации педагогических кадров, и здесь проводились курсы для одиннадцати категорий слушателей из разных регионов страны. Обучались учителя русского языка Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. Повышали свою квалификацию работники по музыке, физическому воспитанию, педагогических училищ, специалисты трудового обучения, организаторы внеклассной и внешкольной работы городов Ханты-Мансийска, Тюмени, Уренгоя, Юрги, Хабаровска. В этом же году создается Ученый совет, его председателем была утверждена Е.С. Буяновская. В связи с принятием в августе 1989 года Временного положения о высшем учебном заведении СССР Ученый совет был реорганизован. Однако в октябре это же годы был утвержден новый состав Ученого совета (27 человек).

В каждом кабинете института имелись картотеки, папки с описанием опыта по различным проблемам, доклады, рефераты слушателей, материалы научно-практических конференций

Во время курсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей слушателей проводили вводное и промежуточное анкетирование, по итогом которого вносились коррективы в учебно-тематические планы, организовывались спецкурсы по выбору, факультативы, индивидуальные и групповые консультации. В учебно-тематические планы включены факультативы по оформительскому и переплетному делу, использованию ТСО, внеклассная работа по прикладному искусству.

С созданием кафедр педагогики и психологии, общественных наук с 1987 года в институте действовало единое расписание, что позволило обеспечить преемственность и последовательность в изложении учебного материала, проследить выполнение учебной нагрузки каждым преподавателем.

Контроль за работой в межкурсовой период осуществлялся при посещении районов сотрудниками ИУУ, куда они выезжали с различными целями: оказание методической помощи по заявке РМК, проведение семинаров-практикумов, консультаций, изучение, обобщение передового педагогического опыта.

В кабинете передового педагогического опыта был сформирован областной «банк» передового педагогического опыта.

В соответствии с приказом №76 от 02.03.1992 г. «О реорганизации областного института усовершенствования учителей», он становится Омский областной институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО).

Нефедова Капиталина Алексеевна

Нефедова Капиталина Алексеевна родилась 7 ноября 1926, с. Костино Большереченского района Омской области. Капиталина Алексеевна – педагог, организатор народного образования, кандидат педагогических наук (1974), профессор(1991), Отличник народного просвещения РСФСР (1957) СССР (1987), Заслуженный работник образования Омской области (2007).

С 1944-1946 гг. работает учителем Артынской семилетней школы Муромцевского района, а с 1946-1948 гг. обучается в Омском учительском институте.

1948-1951 гг. переезжает в Оконешниковский район, где работает учителем истории и конституции СССР и географии в Язовской семилетней школе. В 1955 г. становится директором Оконешниковской восьмилетней школы. С 1959 г. живет в г.Омске и работает учителем и заместителем директора в школах № 71, № 110, № 58, в школе-интернат №8.

В 1965г. становится инспектором школ Омского областного отдела народного образования, а с 1966 -1975 гг. – директором Омского института усовершенствования учителей

1974 г. становится знаковым, Капиталина Алексеевна защищает кандидатскую диссертацию по теме «Исследование особенности повышения квалификации учителей и руководителей сельских малокомплектных восьмилетних школ» в г. Москве «НИИ общей педагогики»

Затем Капиталина Алексеевна работает в Горьковском педагогическом институте и является членом Координационного совета просвещения РСФСР и СССР. С 1991-1993 гг. – профессор Омского государственного педагогического института. А в 1993г. становится заведующей кафедрой дошкольных образовательных учреждений Омского института повышений квалификации работников образования. 1994-2001 гг. Капиталина Алексеевна – проректор по научно-методической работе Омского института повышений квалификации работников образования. С 2003 г. – профессор кафедры УРО Омского института повышений квалификации работников образования; 2005 г. - профессор кафедры УРО Омского института повышений квалификации работников образования, 2006 г. – советник ректора Омского института повышений квалификации работников образования.

Среди прочих заслуг Капиталины Алексеевны: Делегат Всесоюзного съезда учителей (1968); председатель Омского областного отделения Педагогического общества РФСР (1966-1975); член научно-методического совета факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования СССР и РФ (1978-1999). Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1070), «Ветеран труда» (1986).

Буяновская Елизавета Сергеевна

Буяновская Елизавета Сергеевна (23.10.1930 г. Ташкент – 16.06.2013 г. Омск) – педагог, Отличник просвещения РСФСР (1970), делегат двух Всесоюзных съездов учителей. Окончила историко-филологический факультет ОГПИ им. А.М. Горького (1959). Начала работать старшей пионервожатой в школе №9 г. Омска (1949-1951, 1952-1957, 1958-1960). Работала заведующим Сталинским отделом школ РКВЛКСМ (1951-1952), преподавателем русского языка и литературы средней школы №1 Гулистанского района Ташкентской области (1957-1958), пионервожатой в школе №18 г. Омска (1960-1962), ассистентом кафедры педагогики и психологии ОГПИ им. А.М. Горького (1962-1964), старшей вожатой и учителем русского языка и литературы в школе №18 (1964-1967), организатором внеклассной работы и учителем истории в школе №18 (1967-1968), директором школы №18 (1968-1972), директором школы №82 (1972-1974), заведующим Советским РОНО (1974-1975), директором ИУУ (1975-1992), методистом кабинета передового педагогического опыта и издательской деятельности ИПКРО, заведующим лабораторией учреждений образования нового типа ИПКРО (1992-1994), методистом лаборатории непрерывного образования руководящих кадров ИПКРО (1994-1997), заведующим кабинетом информационно-методического обеспечения образования (1997-1999), заведующим информационно-издательским отделом (1999-2004).

Награждена орденом «Знак почета» (1980), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1972), «Ветеран труда» (1986).

В период управления ИУУ Буяновской Е.С. ведется интенсивная работа по изменению содержания курсовой подготовки кадров, апробации учебников, пособий и новых методик. Особое внимание уделялось курсам, готовящим педагогов к переводу школ на новые учебники или вновь вводимые предметы. В это время ИУУ удалось добиться разрешения работать по своим учебным планам, ранее данная документация спускалась исключительно «сверху». Организуется массовое повышение квалификации сельских учителей в районах на базе методических кабинетов. Высокому уровню повышения квалификации кадров способствовал дифференцированный подход и хорошее знание методической работы с кадрами на местах. Положительным в системе курсовой подготовки было широкое привлечение к работе со слушателями ученых, учителей-новаторов, лучших педагогов города и области.

В 80-е годы институт наряду с повышением квалификации проводит экспериментальную и исследовательскую работу. Одним из первых в России Омский ИУУ переходит на кафедральную систему. В 1986 году создается Ученый совет, его председателем утверждается Е.С. Буяновская, а ученым секретарем становится к.и.н. В.И. Зубачевский. Институт становится региональным центром повышения квалификации педагогических кадров.

Вехи истории

1935 – 1937 – Институт повышения квалификации кадров народного образования,

директор – Н.С. Шибанов

1938 – 1992 – Омский областной институт усовершенствования учителей, директора:

1938 – 1943 – А.Д. Саблин

1943 – 1945 – С.И. Давыдов

1945 – 1955 – И.М. Шехурдин

1955 – 1966 – Г.С. Островский

1966 – 1975 – К.А. Нефедова

1975 – 1992 – Е.С. Буяновская

В 1936 году в ИПККНО появилась кабинетная система, включающая кабинет естествознания, кабинет дошкольных работников, кабинет татарско-казахских школ и кабинет истории.

В 1938 году кабинетная система ИУУ состояла уже из 8 кабинетов: начальной школы, истории, педагогики, литературы и языков, естествознания, химии, математики, географии

Во время Великой Отечественной войны появился кабинет физической и военной подготовки, который с 1950 года переименовали в кабинет по военной и политической подготовке. В течение 40-х годов произошло объединение кабинетов естествознания и биологии, появился кабинет иностранного языка, кабинетам математики и истории расширили функционал – добавили физику и конституцию СССР соответственно.

В 1950 году появляется новый кабинет детских домов, который организовывал и проводил курсы и семинары для работников данных учреждений. С введением нового штатного расписания в 1951 году появился кабинет внеклассной и внешкольной работы.

В 1960-х годах появляется 7 новых кабинетов: детских садов, вечерних школ, труда, музыки и пения, черчения, труда (специализация по дереву и металлу), производственного обучения. Кабинет военной и политической подготовке был переименован в кабинет физического воспитания.

В 1971 году были созданы кабинет профориентации, трудового политехнического обучения, технических средств обучения. Кабинеты географии и истории в этом же году объединили. В течение 1970-х годов появились кабинеты: воспитательной работы, учреждений общественного воспитания, школы рабочей молодежи, национальных школ.

В 1980-х годах вновь создан кабинет начальной военной подготовки. В кабинетной структуре появился абсолютно новое подразделение – кабинет руководящих кадров, в задачи которого входило организация межкабинетного сотрудничества. Кабинет внешкольной и внеклассной работы был расформирован в 1986 году. Кабинет информатики и вычислительной техники был создан в 1986 году. С 1987 организован кабинет группы продленного дня.

В 1986 году была создана кафедра педагогики и психологии. Кафедра общественных наук была организована в январе 1987 года.

В январе 1990 года были образованы кафедры: методики начального обучения и дошкольного воспитания, методики преподавания естественно-математического цикла, методики преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла, методики специальных и общетехнических дисциплин.

В 1990 году в связи с изменением штатного расписания ИУУ проведено переформирование УМК профтехобразования. Создано 6 учебно-методических кабинетов профтехцикла.