Вторая экспозиция музея включает в себя стенды и экспонаты начала 90-ых и 2000-ых гг

Вторая экспозиция музея включает в себя стенды и экспонаты  начала 90-ых и 2000-ых гг., периода, когда Институт носил имя Института повышения квалификации работников образования. В витринах представлены фотографии, личные вещи сотрудников, оригиналы  документов того периода жизни института, на основе которых институт осуществлял свою деятельность. Этот период ознаменован масштабными преобразованиями, связанными с совершенствованием структурно-содержательной модели учреждения и переходом от кабинетной системы к системе кафедрально-лабораторных комплексов, а позже созданию отдельных кафедр.  

Стенд №1 отражает в целом вехи истории ИПКРО. На стендах № 2, 3, 4 отражена научная, учебная и организационная работа.  Пятый стенд посвящен  ректорам и проректорам, внесшим свою лепту в историю Института. Это такие личности как: Юрий Викторович Маковский – ректор ИПКРО с 1992 по 2003 год, кандидат исторических наук, Аркадий Аркадьевич Петрусевич – ректор ИПКРО с 2003 по 2005 год, кандидат педагогических наук,  Ирина Константиновна Дракина – ректор ИПКРО с 2005 по 2006 год, доктор педагогических наук –ректоры ОИПКРО, а также проректоры- проректоры по научно-методической работе: Вадим Викторович Зелёв (с 1990 по 1994 год) — кандидат исторических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Нефёдова (с 1994 по 2001 год) — кандидат педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения РСФСР, Отличник народного просвещения СССР, заслуженный работник образования Омской области, Людмила Константиновна Нефёдова (с 2001 по 2003 год) — кандидат педагогических наук, доцент (во время работы в ИПКРО), Татьяна Станиславовна Горбунова (с 2003 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения РФ, профессор Академии естествознания; проректоры по учебно-методической работе - Нина Сергеевна Самохвалова (с 1982 по 1999 год) — заслуженный учитель школы РСФСР, Отличник народного просвещения, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Наталья Александровн  Ждан (с 1999 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ; проректор по организационно-методической работе - Татьяна Владимировна Головина (с 2005 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук. Кроме того, имеются отдельные именные стенды, посвященные первому ректору ОИПКРО и проректору по учебно-методической работе - Юрию Викторовичу Маковскому и Нине Сергеевне Самохваловой, оставившим глубокий след в истории Института и добрую память  среди сотрудников. А также стенды, так называемая лента времени, на которых отражены лица сотрудников, работающих в этот период в Институте.


Вехи истории Омского областного Института повышения квалификации работников образования

В соответствии с приказом № 76 от 02.03.1992 г. «О реорганизации областного института усовершенствования учителей» институт стал Омским областным институтом повышения квалификации работников образования (ООИПКРО).

С этого момента начался период масштабных преобразований, связанных с совершенствованием структурно-содержательной модели учреждения и переходом от кабинетной системы к системе кафедрально-лабораторных комплексов. Кафедрально-лабораторные комплексы представляли из себя систему различных структурных подразделений учреждения: кафедр, лабораторий, кабинетов, галерей, отделов, секторов, центров. Кафедрально-лабораторные комплексы, в свою, очередь, входили в состав факультетов: факультет психолого-педагогического образования, факультет начального обучения и дошкольного воспитания, факультет гуманитарного образования, факультет естественно-математического образования.

В 1993 году в структуре института как одно из его структурных подразделений появился санаторий-профилакторий «Оптимист», призванный решать задачи по оздоровлению педагогических работников Омской области.

В июле 1995 года в институте при кафедре художественной культуры создана художественная галерея «Мир живописи», которая функционировала до 2006 года. В галерее проходили детско-взрослые художественные выставки, проводились пленэры. При галерее работала «Школа живописи», направленная на развитие творческого потенциала детей.

В июле 1997 года в структуре института появился Отдел аттестации педагогических кадров и лицензирования образовательных учреждений.

К июлю 1999 года в структуре ИПКРО: кафедра педагогики и психологии, кафедра методики начального обучения, кафедра дошкольного воспитания, кафедра художественной культуры, кафедра русского и иностранных языков и методики их преподавания, кафедра истории и обществознания, кафедра естественно-географического образования, кафедра физико-математического образования, кафедра управления развитием образования, а также кабинет коррекционной педагогики, кабинет национальных школ, кабинет физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности, кабинет технических средств обучения, информационно-издательский отдел, отдел аттестации педагогических кадров и лицензирования образовательных учреждений, учебно-методический центр профессионального образования, учебная часть, библиотека, санаторий-профилакторий «Оптимист».

Реорганизация структурной модели института продолжалась до 2005 года. В это время созданы центр немецкого языка и учебно-методический центр инновационных технологий.

2006 год институт встретил в следующем составе:

кафедра управления образованием, кафедра педагогики и психологии, кафедра воспитания и дополнительного образования, кафедра профессионального образования, кафедра дошкольного и начального образования, кафедра лингвистического образования, кафедра гуманитарного образования, кафедра физико-математического образования, кафедра естественно-географического образования, библиотека, редакционно-издательский центр, информационно-аналитический центр, научно-методический отдел, отдел организации учебного процесса, отдел технического обеспечения, санаторий-профилакторий «Оптимист».

Ректоры и проректоры ИПКРО

Ректоры

Юрий Викторович Маковский – ректор ИПКРО с 1992 по 2003 год, кандидат исторических наук. В этот период была создана кафедральная структура института, активно взращивались собственные научно-педагогические кадры.

Аркадий Аркадьевич Петрусевич – ректор ИПКРО с 2003 по 2005 год, кандидат педагогических наук, доцент. В соответствии с направлениями модернизации российского образования, а именно профильного обучения, появились новые кафедры. Был начат капитальный ремонт здания института.

Ирина Константиновна Дракина – ректор ИПКРО с 2005 по 2006 год, доктор педагогических наук с 2006 года. В период её руководства был завершен капитальный ремонт здания института. ИПКРО стал экспериментальной площадкой РАО. Шла подготовка к переводу института в статус Института развития образования.


Проректорами ИПКРО в разные годы были:

Проректоры по научно-методической работе

Вадим Викторович Зелёв (с 1990 по 1994 год) — кандидат исторических наук, доцент

Капиталина Алексеевна Нефёдова (с 1994 по 2001 год) — кандидат педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения РСФСР, Отличник народного просвещения СССР, заслуженный работник образования Омской области.

Людмила Константиновна Нефёдова (с 2001 по 2003 год) — кандидат педагогических наук, доцент (во время работы в ИПКРО).

Татьяна Станиславовна Горбунова (с 2003 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения РФ, профессор Академии естествознания.

Проректоры по учебно-методической работе

Нина Сергеевна Самохвалова (с 1982 по 1999 год) — заслуженный учитель школы РСФСР, Отличник народного просвещения, кавалер ордена Трудового Красного Знамени,

Наталья Александровн Ждан (с 1999 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ.

Проректор по организационно-методической работе:

Татьяна Владимировна Головина (с 2005 по 2006 год и далее) — кандидат педагогических наук.

Организационная работа института

Рубеж XX-XXI вв. — «время всплеска инновационных поисков и, естественно, находок». В этот период особо значимыми являлись следующие направления организационной работы ИПКРО: конкурсное движение педагогов, олимпиады школьников, аттестация педагогических работников, лицензирование образовательных организаций.

Ежегодно по поручению Главного управления образованием Омской области (с 2004 г. - Министерства образования Омской области) институт организовывал и сопровождал профессиональные конкурсы образовательных учреждений и педагогов Омской области: «Лидер в образовании», «Лучшие школы России», «Образовательные учреждения года», «Учитель года», Ярмарка образовательных услуг системы образования Омской области, фестиваль инновационных проектов, областная неделя, посвященная Международному дню инвалидов, областные олимпиады для педагогов и учащихся, конкурс библиотек образовательных учреждений «Библиобраз», городские конкурсы профессионального мастерства педагогов-предметников и др.

В рамках сотрудничества института с ведущими издательствами страны также проводились различные конкурсы: на лучшую рецензию к учебным программам «Моё открытие учебника», на лучшую разработку урока к программе Сонина Н.И. «Биология. Живой организм», на лучший информационно-библиографический обзор серии книг издательства «Дрофы» и др.

Это период становления олимпиадного движения школьников в регионе. В начале 90-х гг на базе ИПКРО проводились немногочисленные областные олимпиады по предметам естественнонаучного цикла. В конце ХХ в. число олимпиад постепенно увеличивается: появляются олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву, а затем - по экономике, экологии, информатике.

Традиционным мероприятием в региональной системе образования стал Областной педагогический марафон. Организованный в 2002 году по инициативе Г.И. Саренко, заведующего кафедрой естественно-географического образования, первый марафон собрал представителей 16-ти муниципальных районов. Позднее в нем стали участвовать все муниципалитеты области. Творческую и праздничную атмосферу Педагогического марафона создавало разнообразие форм работы: круглые столы, мастер-классы, дискуссионные клубы, педагогические калейдоскопы, «открытые микрофоны», педагогические и интеллектуальные гостиные, устные журналы; клубы путешественников, экскурсии, концертные программы, творческие и интеллектуальные лаборатории и др.

Особое место в структуре организационной деятельности ИПКРО занимала галерея «Мир живописи». Идея галереи, вдохновителем которой был А.С. Горелик, старший преподаватель кафедры художественного образования, — открытие новых имен в творческом пространстве Омска и Омской области. Галерея функционировала не только как выставочный комплекс, школа живописи для взрослых и детей, но и как площадка для проведения практических занятий с педагогами всех категорий на курсах повышения квалификации. При галерее действовали театр «Nota bene» и детская картинная галерея, издавались журналы и бюллетени.

С июля 1997 года начал работу отдел аттестации педагогических кадров и лицензирования образовательных учреждений. Обязательными стали мероприятия для специалистов разных уровней, задействованных в лицензировании образовательных организаций и аттестации педагогических работников: семинары для специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей учреждений образования, методистов муниципальных образовательных учреждений области, участие сотрудников института в заседаниях

Научная работа института

«…В научно-исследовательской работе … участвуют не только ученые нашей области и ведущих научных центров, но и, что особенно ценно, более 600 учителей-практиков…»
(Маковский Ю. Дом на Тарской// Омская правда. – 1995. - № 247)

На рубеже XX-XXI в.в. Омский областной ИПКРО являлся специализированным учреждением, оказывающим значительное влияние на развитие системы образования региона. С 1994 г. Институт осуществлял научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по психолого-педагогическим проблемам, вопросам педагогической теории и частным методикам, участвовал в разработке и выполнении республиканских и областных целевых программ.

Сотрудниками также велась активная работа по проблемам диссертационных исследований в различных областях: педагогики, психологии, андрагогики, истории, языкознания. В период с 1995 по 2002 год в институте было защищено 16 диссертационных исследований, из которых 5 работ осуществлялось под руководством К.А. Нефедовой.

Большая часть научно-исследовательских работ носила прикладной характер. Осуществлялось фундаментальное исследование «Формирование творческой личности на основе рефлексивной самоорганизации» под руководством О.С. Анисимова, профессора РАО, г. Москва (1994 г.). Проводился эксперимент «Региональный образовательный стандарт по русскому (родному) языку», руководитель И.В. Меха, председатель комитета по образованию Омской области (1996 г.). Велась деятельность по проблеме «Система развивающего обучения» (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) под руководством В.Н. Бурьян, заведующей кафедрой методик начального обучения и воспитания. Реализовывалась целевая региональная программа «Русский язык», которой руководила М.А. Булавина, заведующая кафедрой русского и иностранного языков (1997 г.). Велась работа по проекту распространения знаний о международном гуманитарном праве, которую координировала Л.Ф. Ойдинская (1998 г.). В период с 2001 по 2005 год под руководством Коневой Л.С. осуществляла работу лаборатория Модернизации общего образования, десятью федеральными экспериментальными площадками которой руководили сотрудники института.

Научное сопровождение инновационных процессов в образовании заключалось в формировании, изучении и трансформировании инновационного опыта работы отдельных педагогов и образовательных учреждений. Для осуществления этой задачи формировались многочисленные творческие мастерские омских педагогов, в составе которых работало более 600 учителей-практиков региона. Они исследовали важные на тот период времени проблемы, в числе которых были «Системный подход к базисной подготовке по проблемам содержания и методики обучения и воспитания», «Инновационные процессы и технологии в учреждениях образования», «Особенности управления, содержания и методической работы сельской малокомплектной школы» и др.

Институт проводил масштабную работу по разработке содержания регионального компонента образования. Сотрудники института участвовали в разработке содержания и создании методического обеспечения реализации регионального компонента по экономике, экологии и историко-культурному наследию народов Омского Прииртышья. Особую значимость деятельности в этом направлении имело внедрение регионального компонента в реализацию школами региона базисного учебного плана 1998 года.

Учебная работа института

В начале 1990-х г.г. Институт являлся, согласно Уставу, специализированным высшим учебным заведением по обучению, повышению квалификации и переподготовке работников образования с высшим и средним специальным образованием. С 1999 г., в соответствии с существующим законодательством, Институт осуществлял свою деятельность в статусе Государственного образовательного учреждения дополнительного образования.

Одной из основных функций Института была учебная работа, направленная на непрерывное повышение квалификации и переподготовку педагогических, инженерно-педагогических, руководящих кадров и других специалистов образования области; формирование и развитие у специалистов образования нового педагогического мышления, развитие творческого потенциала личности работников образования; повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовка к выполнению новых трудовых функций.

Конец XX века стал непростым периодом в истории Института. Наряду с реформированием системы образования, информационным «взрывом», происходят кардинальные изменения во внешней среде: экономической, социальной, культурно-политической, социально-психологической сфере, жизнедеятельности всего общества. В этот период экономической нестабильности число слушателей Института заметно сократилось – педагоги из отдаленных районов редко приезжали обучаться в город.

Однако Институт своевременно реагировал на происходящие перемены, на изменившиеся запросы учителей-практиков, обусловленные новыми образовательными парадигмами, переходом на новое содержание образования, инновационными процессами в образовании.

Обучение в Институте проводилось с отрывом и без отрыва от работы. Это период значительных преобразований в организации образовательного процесса. Повышение квалификации учителей, которое вплоть до конца 80-х годов проводилось в Институте только в каникулярное время, стало регулярно осуществляться в течение всего учебного года. Это позволило значительно оптимизировать занятость аудиторного фонда Института.

Программы курсов разрабатывались с учетом важных на тот период времени проблем, с которыми сталкивались педагогические работники на практике; например, «Воспитательная система школы: аспект диагностики и конструирования», «Технологии развивающего обучения», «Творческое мышление и пути его развития у учащихся в процессе обучения», «Содержание и методика преподавания культуры речи в средней школе», «Проблемы интенсивного обучения предмету», «Развитие общеучебных умений и навыков», «Экспертиза инновационной педагогической деятельности», «Проблемы развития образовательной системы школы в условиях перехода на базисный учебный план», «Структура и аналитическая деятельность в оказании обучающимся социальной помощи и поддержки», «Проблемы, содержание, технологии преподавания. Мультимедийные технологии, компьютерные сети, современное программное обеспечение, базы данных», «Педагогические технологии, их классификация» и др.

Продолжительность курсов определялась уровнем профессиональной подготовки, интересами и запросами слушателей, потребностями педагогической практики, которые выявлялись на диагностической основе.

На курах со слушателями проводились различные виды учебных занятий: лекции, дискуссии, семинарские занятия, научно-практические конференции, деловые игры, видеотренинги, стажировка, выездные занятия, практикумы, консультации, экскурсии и т.д.

Институт осуществлял и учебно-методическую деятельность, которая предусматривала организацию методической работы в межкурсовой период. С этой целью функционировали школы передового опыта, школы-лаборатории, авторские школы, творческие группы, клубы и т.д.

Сотрудники предметных кафедр и приглашенные авторские коллективы осуществляли методическое сопровождение внедрения новых учебников.

Результатом реформирования Института, обновления его деятельности стало качественное улучшение обучения педагогов, системность в отборе содержания, его вариативность. В этот период система повышения квалификации работников образования становится дифференцированной, учитывающей особенности конкретной школы, конкретного педагога, более гибкой и оперативной.

Ректор Института повышения квалификации работников образования Омской области - Юрий Викторович Маковский

Маковский Юрий Викторович (15 февраля 1951 года, с. Ново-Ишимка Акмолинского района Целиноградской области, ныне г. Астана – 24 декабря 2013 года, г. Омск) – педагог, ученый, кандидат исторических наук.

В 1972 г. Юрий Викторович окончил исторический факультет Омского государственного педагогического института по специальности «учитель истории и обществознания». 1979-1982 гг. учился и защитил диссертацию в очной целевой аспирантуре по специальности «Всеобщая история» в г.Томске.

Свою профессиональную деятельность Юрий Викторович начал в Павлоградской средней школе № 2 Омской области (1972–1974 г.г.). Затем работал ассистентом на кафедре всеобщей истории Омского педагогического института (1974-1979 г.г., 1982-1984 г.г.), старшим преподавателем кафедры всеобщей истории ОмГПИ (1984-1989 г.г.), и.о. доцента кафедры всеобщей истории (1989-1990 г.г.), заместителем декана исторического факультета по учебной работе ОмГПИ (1990-1992 г.г.).

С 10 марта 1992 г. по 15 июля 2003 г. Ю.В. Маковский – ректор Института повышения квалификации работников образования Омской области.

С 1992 г. ИПКРО работает в условиях реализации принципов новой образовательной политики.

«Перемены эти связаны, прежде всего, с изменением образовательных парадигм, с изменившимися запросами учителей-практиков, с переходом на новое содержание образования, с появлением образовательных учреждений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, частных (негосударственных) школ; с теми инновационными процессами, которые происходят в образовании и образовательных учреждениях области, продиктованными новыми социально-экономическими условиями» (Маковский Ю. Дом на Тарской// Омская правда. – 1995. - № 247).

В годы деятельности Юрия Викторовича в должности ректора происходило совершенствование структурно-содержательной модели учреждения, основными элементами которой стали кафедрально-лабораторные комплексы, призванные обеспечить более качественную подготовку педагогов, экспериментальную, поисково-исследовательскую работу. Качественно изменился кадровый состав Института: в штате работали соискатели ученой степени кандидата наук, кандидаты и доктора наук. Под руководством Ю.В. Маковского велась активная работа по формированию профессиональной компетентности педагогов в области владения современной компьютерной и видеотехникой, новейшими техническими средствами обучения. Также закладывались основы видеокомпьютерного областного банка педагогической информации и педагогического опыта.

Маковский Ю.В. входил в составы Совета ректоров и Коллегии Главного управления образования Администрации Омской области, принимал активное участие в рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации единой государственной политики Омской области в сфере образования, межотраслевого и отраслевого регулирования деятельности в сфере образования.

Дальнейшая профессиональная карьера Юрия Викторовича связана с Омским государственным педагогическим университетом.

Проректор по учебно-методической работе института повышения квалификации работников образования - Нина Сергеевна Самохвалова

Самохвалова Нина Сергеевна (родилась 8 августа 1937 года, г. Омск) – педагог, Отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

После окончания педагогического училища Нина Сергеевна получила высшее образование на математическом факультет Омского государственного педагогического института (1968 г.) по специальности «учитель математики».

В 1958 году Нина Сергеевна начала свою профессиональную деятельность учителем начальных классов в средней школе № 91 г. Омска. С 1959 года в течение 30-ти лет работала в должности учителя начальных классов и математики в классах с углубленным изучением математики Омской школы № 69 под руководством Ивана Михеевича Чередова. Вела экспериментально-опытную работу по дифференцированному обучению на уроках. В 1978 году Нина Сергеевна назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы № 69 г.Омска.

Дальнейшая профессиональная деятельность Н.С. Самохваловой связана с Омским областным институтом усовершенствования учителей (позже институтом повышения квалификации работников образования).

С 11 января 1982 года Нина Сергеевна - заместитель директора Омского областного института усовершенствования учителей.

С 1 июня 1992 года по 1 июля 1999 года Нина Сергеевна - проректор по учебно-методической работе института повышения квалификации работников образования. В последующий период с 1999 по 2004 год Нина Сергеевна заведовала учебно-методическим кабинетом Института.

За годы своей деятельности в Институте Нина Сергеевна внесла значительный вклад в развитие и совершенствование организации учебного процесса. Она изменила существовавшую практику по организации очных курсов. Обучение работников образования стало осуществляться не только в каникулярное время, но и в течение учебных школьных четвертей. Это позволило значительно оптимизировать использование аудиторного фонда института.

Нина Сергеевна вела активную работу по выявлению передовых учителей в каждом муниципалитете Омской области, которые работали «на местах», распространяя свой педагогический опыт. Занятия всегда были приближены к практике и собирали сотни слушателей.

В период активного внедрения новых учебных программ по школьным предметам в 80-х – 90-х годах частыми гостями Института были авторские коллективы новых учебников, работники Министерства Просвещения, которые оказывали методическое сопровождение внедрения учебников, - работали с методистами Института, учителями, посещали уроки в школах Омской области. Велась методическая работа в межкурсовой период: действовали школы передового опыта, школы-лаборатории, авторские школы, творческие группы, клубы и т.д.

Нина Сергеевна также способствовала развитию конкурсного движения в системе образования Омской области. В период ее работы проводился конкурс «Школа года», конкурс молодых учителей, зарождались традиции организации и проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России».